Датчик положения дроссельной заслонки является потенциометром, призванным передавать на контролер сигнал о положении соответствующей заслонки после нажатия педали «газа» водителем.
Напряжение, постоянно отслеживаемое контролером, на выходе датчика постоянно изменяется, благодаря чему устройство может осуществлять точную и правильную дозировку топлива, а также обеспечивать его нормируемую подачу.
Поэтому за работоспособностью датчика положения дроссельной заслонки (аббревиатура – ДПДЗ) необходимо постоянно следить, ведь даже незначительные искажения данных могут привести к весомым проблемам в работе двигателя и к чрезмерному расходу топлива.
Первые признаки неисправности ДПДЗ
ДПДЗ располагается в подкапотном пространстве непосредственно на дроссельном патрубке. Он напрямую соединяется с осью самой заслонки. Так какие же признаки должны насторожить водителя и указать ему на то, что устройство все же вышло из строя?
Вероятность выхода из строя этого датчика положения заслонки дросселя высока, если:
- обороты холостого хода завышены;
- на нейтральной передаче мотор моментально глохнет;
- во время разгона были замечены рывки;
- холостые обороты плавают;
- наблюдается ухудшение динамики движения;
- в ряде случаев может светиться лампочка «Check Engine».
Причины выхода из строя ДПДЗ
Одной из наиболее частых и вероятных причин поломки датчика положения дроссельной заслонки является полное истирание в начале хода ползунка специального напыления основы. Ввиду этого в выходном сигнале не наблюдается линейное повышение напряжения.
Иной причиной поломки является поврежденный подвижный сердечник. Если один из наконечников выйдет из строя, то это повлечет образование на подложке неких задиров, приводящих к поломке иных таких же устройств. Все это приводит к отсутствию сигнала между ползунком и резистивным слоем.
Диагностические мероприятия
Чтобы не сомневаться в том, что ДПДЗ вышел из строя, следует последовательно провести ряд диагностических работ:
- Поверьте при помощи вольтметра напряжение между минусом и контактом ползунка при включенном зажигании. Максимальное значение этого показателя 0,7 В.
- Поверните пластиковый сектор таким образом, чтобы заслонка полностью открылась. Проведите повторный замер напряжения. В таком положении минимальный показатель должен быть 4 В.
- Выключите зажигание, а также вытяните разъем и проверьте, каким будет сопротивление между выводом и непосредственно контактом ползунка.
- Постарайтесь максимально плавно поворачивать сектор, наблюдая при этом за показаниями вольтметра. Его стрелка должна двигаться медленно и равномерно. Если же будут замечены скачки, значит, ДПДЗ неисправен и нуждается в замене.
Какой датчик выбрать?
Если ДПДЗ вышел из строя, то оптимальным решением в такой ситуации станет его замена. Чрезвычайно важно правильно подобрать тип нового устройства, которое может быть пленочным или же бесконтактным. Но помните – речь идет о качественном товаре, а не дешевом китайском аналоге, с которым вам вскоре придется заново проходить всю процедуру диагностики и замены.
Теперь о моделях. Пленочно-резистивные датчики дешевые, но не долговечные. Они имеют специальные резистивные дорожки, передающие сигнал, в то время в бесконтактных моделях для этих целей используются статор, ротор и магнит. Материалы данного устройства выбираются таким образом, чтобы они отличались повышенной стойкостью к магнитному воздействию.
Как первые, так и вторые не подлежат ремонту. При их поломке потребуется замена. Вот только бесконтактные модели отличаются повышенной надежностью и долговечностью в сравнении с пленочными датчиками.