Среди автолюбителей довольно распространенной является ситуация, когда с утра вы не можете завести вашу машину, хотя еще вечером она работала идеально. Особенно часто такое происходит после длительного отдыха транспортного средства. Причиной тому может стать утечка тока в автомобиле. Поэтому давайте вместе рассмотрим причину, способ выявления и устранения этой проблемы.
Причины
АКБ при своих небольших размерах и весе должны быть надежными в эксплуатации, иметь небольшой саморазряд и сопротивление и значительную емкость. В стандартных условиях АКБ должен подзаряжаться от генератора.
Нынешние автомобили под завязку набиты электроникой: сигнализация, магнитола, освещение, видеорегистратор и тому подобное. В некоторых случаях хозяева сами по невнимательности забывают что-либо выключить и тем самым разряжают аккумулятор. Но в большинстве случаев причинами утечки тока являются:
- загрязненные цепи;
- протертая, некачественная изоляция;
- неправильно установленные и подключенные электроустройства (магнитола, усилители, телевизор).
В таких случаях автомобилю может грозить возгорание и, следовательно, пожар. Чтобы не допустить этого, необходимо обнаружить и устранить данную утечку тока. Сначала нужно понять: утечка это или некачественный аккумулятор. Итак, нам нужна проверка утечки тока в автомобиле. Для того чтобы безопасно и качественно провести процесс проверки, вам потребуется:
- амперметр – специальный прибор;
- в некоторых случаях вольтметр;
- бумага и карандаш;
- отвертка;
- гаечный ключ;
- простые перчатки (х/б);
- зажимы и шунт;
- чья-то помощь;
- и, конечно, осторожность и внимательность.
Перед проведением диагностики подготовьте автомобиль, для этого:
- Отключите электроустройства которые явно потребляют ток (магнитолу, усилители, видеорегистратор).
- Отключите неявные электроприборы (лампы в багажнике и под капотом).
- Заглушите двигатель и извлеките ключ из замка зажигания.
- Откройте и зафиксируйте капот.
- Гаечным ключом отсоедините клемму от аккумулятора.
Далее давайте вспомним закон Ома: в нем сила тока равна напряжению, делимому на сопротивление (I=U/R) где I – сила тока, U – напряжение и R – сопротивление. Опираемся на этот закон, и нагрузку определяем так: P=U*I.
Замер утечки производим так: между отрицательной клеммой и проводником (который мы сняли с аккумулятора) прокладываем щуп амперметра и смотрим, сколько ампер аккумулятор отдает автомобилю.
Пределы нормы
Допустимая утечка тока в автомобиле составляет 15 мА – 50 мА — 70 мА, учитывая количество установленных в автомобиле электроприборов. Если показания прибора в пределах нормы, значит, все отлично, а если значительно превышают норму, то нужно искать проблемную цепь, в которой и происходит утечка. Итак, найти утечку тока в автомобиле можно таким способом: включите амперметр и положите его таким образом, чтобы хорошо его видеть. Потом один человек снимает показания, смотря на амперметр, а второй вынимает подряд предохранители, стоя у блока предохранителей.
Осторожно! Вам необходимо отключить зажигание, закрыть двери, а окна открыть: вдруг ЦЗ сработает при отсоединении/присоединении аккумулятора. Если вы сняли один из предохранителей и в это время амперметр показал норму, вы нашли проблемную цепь. Именно в ней и находится приспособление, поглощающее ток.
Устранение утечки
Далее вам необходимо найти устройство. Для этого отключайте по очередности каждое из устройств и следите за показаниями амперметра. Как только амперметр покажет норму, отключенное (в тот момент) устройство уберите из машины. Если же оно необходимо, сдайте его в ремонт или приобретите новое и установите его правильно.
Если предохранители продиагностированы, а амперметр все равно показывает утечку, то она находится в незащищенном предохранителями месте: генераторе, стартере или системе зажигания. Дальше необходимо продолжать проверку, отсоединяя провода от вышеперечисленных систем. Проверка генератора: дефекты в генераторе наблюдают по показаниям амперметра. Если в генераторе есть дефекты, амперметр покажет на разряд. Для проверки генератора нужно параллельно электроприборам подключить вольтметр. Оценивать напряжение необходимо при включенных подфарниках, габаритах и усиленной частоте коленвала. В среднем напряжение равно 13,5 вольт – 14 вольт.
Для проверки генератора включите все потребители на полной частоте вращения генератора, при этом напряжение должно составлять не меньше 12 вольт.
Осторожно! Если во время диагностики между клеммами сквозь прибор нарушилось соединение, то измерения нужно делать по-новому. Иначе может произойти большой и внезапный скачок тока.
Может, сигнализация…
Если у вас есть сигнализация, поставьте ее в режим охраны и проверьте амперметр через 5 минут. Сигнализация обязана перейти в ожидающий режим, и утечка должна уменьшиться. Если все именно так, значит, с сигнализацией все нормально, если же нет, то дело в сигнализации. В этом случае обратитесь к специалисту, потому что исправить это самостоятельно будет сложно.
Возможно и так
Если у вас регулярно портится один и тот же предохранитель, то все очень просто. Нужно отключить устройство и проверить приборы данной цепи и саму проводку.
Если в машине два АКБ, то один может поглощать второй и давать ток утечки. Нужно отключить один из аккумуляторов, и если ток станет в норме, значит, проблема в АКБ.
Заключение
В любом случае не оставляйте все на самотек. Если у вас возникли подозрения, лучше постараться устранить эту проблему (самому или с помощью профессионала). Последствиями могут стать нерабочая машина в нужный момент или даже пожар.